Neivid (neivid) wrote,
Neivid
neivid

Category:
  • Mood:
  • Music:

Баба-Яга учится летать

- Ку... ри... ку-ри... кури... курить? Сигареты?
(о Боже)
- Нет. Это птица такая.
- Синичка!
- Не синичка. Читай.
- Ку... ри... ца... Курица!
(нет, хавается...)
- Умница. Что "курица"?
- Кра... са... ви... ца... У меня... жила...
- Что получилось?
- У меня жила-была курица!
- А точнее?
- У меня жила-была красивая курица!
- А по тексту?
- Не помню.

Пауза. Попить, поесть, попрыгать, сбегать в туалет, поваляться на моих коленях. Я вяжу. Вязать - хорошее занятие, если вам вызвался почитать книжку человек, научившийся читать совсем недавно. Триллер про несостоявшийся куриный шницель мы читали часа полтора.

- Ши-ла... шилА? Мама, что такое "шилА"?
(шилА - это "жила", сказанное шепотом)
- А ты переставь ударение.
- Шииииила... Кто такая Шила? Это такая девочка, да? У курицы был не только хозяин, но и хозяйка?
- У курицы много чего было. Но в данном случае это глагол. Глагол - это когда кто-то что-то делает или делал.
- Курица?
- Курица. Что она делала?
- Жила!
- Отлично. А еще?
- А еще шилА! Да?
- Ну приблизительно. Только не "шилА", а "шИла". Шила она ему, понимаешь?
- А, шила! Понимаю! А что она ему шила?
- Читай.
- Мне-каф-та-ны... Мама, что такое "мнекафтаны"? Это такие некаштаны? Есть те, которые каштаны, а есть те, которые не? Она шила ему некаштаны? А как шьют некаштаны? Так же, как каштаны, только наоборот?

Мы читаем постоянно и бесконечно, честно раскладывая трудоемкий процесс чтения на двоих. Мне достаётся Пеппи, Эмиль из Ленеберги, Ослиная Шкура, Русалочка и Маленький Водяной. А клиент старательно вычитывает народные сказки (в них гораздо меньше букв).
Потом я слышу, как она рассказывает по телефону:
- Посадил дед репку. Выросла пребольшая. Тянет-потянет - не может.
Дима флегматично отзывается с дивана:
- Не можешь - чего тянуть?

Комментирует в нашем доме не только Дима. Комментируют в нашем доме все и всё. Я привезла Мусе игрушку - Винни-Пуха, поющего песенку. Винни-Пух имел бурный успех, не слезал с рук и вообще пришелся ко двору. Вечером он был уложен спать, накрыт одеялком и поцелован на ночь. После чего мы стали укладывать спать его хозяйку. Перед сном читаем сказки Пушкина.
- ... и я там был, мед-пиво пил...
Муся, на слово "мёд", с пониманием:
- Это пишет Винни-Пух.

Учила ребенка скороговоркам. Кукушка кукушонку купила капюшон, на дворе трава, на траве дрова и т.д. А "р" ребенок выговаривает по-израильски, грассирует (они у нас тут все так говорят). Но скороговорки учит охотно, старается, смеется. Только вот "дрова" у нас как-то не шли. Все шло, а дрова нет. Поэтому звучало это так:
Муся, старательно:
- На дворе трава, на траве...
Пауза.
Я, не выдерживая:
- На траве фигня какая-то.
Муся ржать. Потом сначала:
- На дворе трава, на траве...
Пауза. Потом задумчиво:
- Фигня какая-то?
Так и выучили: "На дворе трава, на траве фигня какая-то". Прекрасная, по-моему, скороговорка. Об неё грассировать хорошо - есть, на чем отдохнуть.

А за какое-то время до этого мы слушали пластинку про Али-Бабу. Клиенту было довольно сложно понять извилистый сюжет, поэтому я время от времени помогала, объясняя, что же там происходит. Доходим до места, где Касым, затарившись чужим добром, забыл пароль "Сим-сим" для выхода из пещеры. Муся смеется - не будь таким жадиной. И вдруг там, в пещере, слышится голос Хасана, атамана разбойников: "Сим-сим, Сезам, откройся!".
- Это кто? - спрашивает Муся.
- Это, - говорю, - его сейчас там разбойники найдут.
Муся становится серьёзной.
- О, - говорит она печально, - а вот это жаль...

* * *

Нам из России прислали чудесные обучающие игры. В них действует молоденькая, хулиганская и обаятельная Баба-Яга, в компании с которой можно научиться чему угодно. Первая игра называлась "Баба-Яга учится читать". Мы её успешно освоили и стали с нетерпением ждать новых (нам уже сказали, что их несколько). Наконец, Дима приходит домой и говорит, что ему прислали еще две игры про Бабу-Ягу.
- Какие? - немедленно подпрыгивает Муся.
- Одна - "Баба-Яга учится считать", - говорит Дима, - а другая... другая не помню. Баба-Яга учится... учится...
- Летать! - кричит Муся и делает кульбит на кровати.

* * *

Я хочу штобы тебя ждало шасте.

Это я получила письмо. Оказывается, научиться писать гораздо легче, чем научиться читать. Писание Муся воспринимает немножко как игру в конструктор: составляет нужные ей комбинации из подходящих букв. Читать сложнее, ведь на письме ты сам отлично знаешь, что хочешь написать! Поэтому теперь мы с Димой регулярно получаем письма. Обычно это какая-нибудь картинка, по полю которой прихотливо вьется текст. Автор еще не уловил, что слова неплохо бы ставить одно за другим, по прямой (или хотя бы по какой-нибудь) линии. Автор вписывает в картину любое слово в том месте, где пришло вдохновение - или просто там, где на картине есть пустое место. А пытливый читатель потом составляет мозаику, угадывая, что должно по смыслу следовать за чем.
Самое любимое мое послание было вписано в пейзаж с бабочками и цветами:

Я хочу штоб вам была весела и штоб была шаста и штоб была у вас фсе што вы хатите
Потпес Таир


"Потпес Таир" меня здорово впечатлила. Правда, у меня заняло какое-то время догадаться, что такое "потпес", но потом получилось (помогло имя собственное "Таир"). Теперь временами тянет свои деловые письма заканчивать строгим "потпес Вика".

Кстати - да, Таир. Уже почти везде - Таир. Она все реже и реже "Муся", и многие из окружающих нас людей даже не знают, что её можно так позвать. Как она сама объясняет, "Меня зовут Таир, а называют Муся". Домашнее, нежное, пушистое новорожденное "Муся" продержалось почти до школы - и начало тихонько отступать, уходить в тень, уступая место Настоящему Имени. Мы умеем писать наше Настоящее Имя по-русски и на иврите, представляемся так на улице и на официальных мероприятиях, но охотно подпеваем моей дразнилке "Муся-Муся, жареная Гнуся, до чего же, Муся, я тебя боюся". На имя Таир куда меньше смешных дразнилок. А может, мы пока просто не успели их сочинить?

Пишет она то лучше, то хуже, в зависимости от настроения и степени усталости. Принесла мне записку-вопрос: "МАМА ТЫ МИНА ЛУБИШ". "И" и "у" написаны зеркально, в другую сторону. Я спрашиваю - исправить тебе ошибки? Да, говорит, исправь.
Я начинаю. В слове "мина", говорю, две ошибки. Во-первых, "и" пишется наоборот. Которое после "м". Вот смотри (пишу после "м" правильное "и"). А во-вторых, "миня" пишется через "я".
Дима, меланхолично:
- И через "е"...

* * *

Сочиняет "Букварь в стихах". На каждую букву - слово и пара стихотворных строчек.

Ходит по комнате и напевно декламирует:
- Л! Лошадь, лошадь, летит над тучами... Нет. Лошадь, лошадь, скачИт, скачИт, и опускает голову, как молчит!
Подумала пару секунд.
- Нет. Л! Лошадь вся летит над ней, и рыдает, как на дне!
Кивнула сама себе.
- Вот. Теперь как надо.

Мне особенно нравится, что лошадь ВСЯ летит. Я теперь, когда рассказываю о чем-нибудь, так и говорю: "я ВСЯ летала". Или вся лежала. Как та лошадь.

* * *

Ужасно интересно слушать, как подросшая Муся общается с людьми. Подслушивать нехорошо, но если вы находитесь в кабинете, где стоит диван под кодовым названием "гроб" (над ним нависает откидной стол), и в этом "гробу" регулярно прозябают какие-нибудь заколдованные принцессы - довольно сложно оставаться глухим к происходящему. Голоса у принцесс звонкие, даром что заколдованные, а кабинет невелик. Поэтому я часто слушаю их разговоры, украдкой записывая самое интересное.
В ролях принцесс - обычный наш тандем, Муся и Котяня. То есть Таир и Михаль. Они играют в сказки. Так как персонажей в сказках много, а исполнительниц всего две, они меняются ролями по ходу пьесы и каждая молниеносно перевоплощается из королевы - в золушку, из жениха - в невесту, и даже из лошади в принца. Ловлю отдельные диалоги:

Королева, бодро:
- У нас родился новый ребёнок!
Король, с энтузиазмом:
- Мальчик или девочка?
Королева, радостно:
- Буратино!

Король, решительно (ему надоело играть мужскую роль):
- А теперь у нас есть один, нет, два варианта игры. Либо я буду девочкой, а ты будешь мальчиком, либо я буду девочкой, а ты будешь собачкой.
Королева, в восторге:
- Собачкой, собачкой!

Сказка продолжется. Король ушел (собачка временно тоже), на сцене - служанка (больше не собачка) и королева (раньше это был король). Служанка с королевой - на "вы". Королева со служанкой тоже.
Королева - служанке:
- А теперь вы тут, пожалуйста, уберите очень хорошо! (подумав) А то мы вас сильно-сильно накажем.

В процессе игры королевы, принцессы, служанки и собачки путешествуют в карете и смещаются все ближе и ближе ко мне, сидящей за столом. Наконец, обнаруживаю их практически у себя на коленях, да еще и энергично скачущих и кричащих "ноооо!". Стол шатается. Я возражаю.

- Кызлы! Я же сказала вам играть в кабинете ТОЛЬКО на диване! Откуда вы тут взялись?
(бурчат)
- Откуда-откуда. На лошади приехали.

Выметаю приехавших на лошади вон из кабинета и закрываю дверь. За дверью дети обнаруживают Диму, который опрометчиво разрешает им "немножко на себе попрыгать". Игре в немножко попрыгать, на мой взгляд, лучше бы подошло название "кто быстрей угробит папу", но дети в восторге, а папа не возражает. Он их там скидывает куда-то, они запрыгивают на него откуда-то, в общем, я не вмешиваюсь, пока выношу уровень шума. Но уровень шума (точнее, визга) неуклонно повышается.

- Муся! А вы не хотите пойти погулять на улице?
(С достоинством, хором)
- Нет. Мы хотим заниматься Димой.

* * *

Роли в их играх постоянны и архетипичны - король, королева, дочка, ведьма (фея), принц, служанка - а приключения каждый раз придумываются разные. В какой-то момент мне удается поймать сюжет целой сказки.
Михаль, речитативом:
- А теперь я буду твоя дочка. И меня зовут Беладочка! (за сценой играет Щербаков, "Двадцать пять - пора соблазнов, двадцать шесть - и на здоровье") Ой! Это принц! Он поет "Беладочка, Беладочка, я тебя люблю и хочу на тебе жениться!" (радостно) Беладочка - это я! (испуганно) Ой. А вдруг я злая?
Таир, рассудительно:
- А если ты злая, значит, это не ты! А другая Беладочка. Злая.
Михаль, волнуясь:
- Значит, если это злая Беладочка, нужно её заколдовать! Потому что принц любит её, а не меня. А когда мы её заколдуем, он сможет полюбить опять меня.
(идет, колдует, возвращается)
- Всё. Я её заколдовала. Больше её нет. И принц уже любит одну меня.
(я не выдерживаю)
- А принца вам не жалко?
(удивлены)
- Нет. А почему?
- Ну он же её любил! Ту, злую Беладочку! А вы её заколдовали...
(подумали, нашлись)
- Нет, не любил. его ТОЖЕ заколдовали.
- Кто?
- Колдунья.
- Какая?
- Злая (ну и вопросы у тебя, мама).
- А зачем она его заколдовала?
- А затем, что злая Беладочка - это её дочка! И она хотела, чтобы он на НЕЙ женился!
- А она любила принца? Злая Беладочка?
- Нет! Она любила ДРУГОГО принца.
(умираю с песней)
- А зачем нужно было заколдовывать этого?
- А затем, что он не нравился ведьме...
(так появились анекдоты про тещу).

Собираю воедино весь сюжет. Есть две Беладочки, добрая и злая. Злая - дочка ведьмы, добрая - Михаль. Злую Беладочку любит принц, который не нравится ведьме (для удобства определяю его для себя как "Принц Алеф"). Добрую Беладочку любит принц, который нравится ведьме ("Принц Бет"). Поэтому ведьма заколдовывает Принца Бет, чтобы он полюбил её дочку вместо чужой Беладочки. Принц заколдовывается.

Заколдованный Принц Бет ходит и поет "Беладочка, Беладочка, я тебя люблю и хочу на тебе жениться" (в роли поющего принца - Михаил Щербаков). Смелая добрая Беладочка и её отважная служанка-она-же-мама-королева-она-же-добрая-волшебница Таир спасают Принца Бет, расколдовывая его. Он сразу видит, КТО тут настоящая добрая Беладочка, и женится на ней. Злая Беладочка исчезает (её заколдовали). Ведьма плачет.

На мою робкую попытку устроить заодно судьбу Принца Алеф и злой Беладочки никто не реагирует. Я пытаюсь сказать, что они же теперь несчастны. Отвечают решительно:
- Они несчастны потому, что они злые.
- А может, наоборот? Может, они злые потому, что несчастны?
Озадачены. Потом Михаль сердито отвечает:
- НЕТ. В нашем мире так НЕ БЫВАЕТ.

И я понимаю, что она права.

* * *

А завтра Таир идёт в первый класс. Я уже перестала размышлять по поводу "верится", "не верится" и "не может быть". Мы тут сидели с Димой за ужином и как раз говорили о том, что у нас совсем нет ощущения "сколько же лет прошло" или "как же наше время летит". Мы - это мы, какие были, такие, в общем, и есть. А рядом с нами за эти годы каким-то образом выросло вот это, с курносым носом и коричневыми веснушками. И учится летать.

Она как-то потеряла куклу. Забыла в парке. А потом вспомнила, и мы поехали вызволять эту куклу из парка (и вызволили-таки в результате). Но по дороге Муся сильно беспокоилась, теребила меня "а вдруг её там уже не будет?", я честно отвечала, что не знаю (прошло довольно много времени), она переживала... А потом вдруг встряхнулась и сказала строго:

- Нельзя думать, что обязательно не найдется. Ты же не думаешь каждый день, что умрешь.
Subscribe

  • Расскажи сыну своему

    Время вокруг осенних еврейских праздников еще называют «ужасные дни». У этого есть глубокие философские причины, но, если использовать слово «ужас» в…

  • "Старые и новые сказки" в Хайфе

    И тут я сообразила, что в ЖЖ об этом еще ничего не писала... Я сделала новую программу, под названием "Старые и новые сказки", по-прежнему с…

  • Их бин геки́мен

    Мой папа, Яков Григорьевич Райхер, урожденный Спиридонов, родился на чердаке. Его родители Райхеры, урожденные Спиридоновы, многое потеряли в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Расскажи сыну своему

    Время вокруг осенних еврейских праздников еще называют «ужасные дни». У этого есть глубокие философские причины, но, если использовать слово «ужас» в…

  • "Старые и новые сказки" в Хайфе

    И тут я сообразила, что в ЖЖ об этом еще ничего не писала... Я сделала новую программу, под названием "Старые и новые сказки", по-прежнему с…

  • Их бин геки́мен

    Мой папа, Яков Григорьевич Райхер, урожденный Спиридонов, родился на чердаке. Его родители Райхеры, урожденные Спиридоновы, многое потеряли в…